Главная » 2016 » Октябрь » 11 » Жить и учиться вопреки
08:23

Жить и учиться вопреки

Этого студента в Удмуртском госуниверситете знают, пожалуй, все. «Парень, который ходит в универ с собакой», - так говорят о нём. Дмитрий Дружинин – тотально слепой, и в течение всего дня в вузе его повсюду сопровождает собака-проводник. К этой картине и студенты, и преподаватели уже привыкли, но сам Дмитрий не без проблем продолжает, в прямом смысле слова вслепую, осваивать и университетское пространство, и учёбу.  Потерял зрение, но не себя.

         Мы встретились с Дмитрием в одной из аудиторий УдГУ. Он пришёл, как и договаривались, минута в минуту, без всякого опоздания. Верный спутник - чёрный лабрадор Ида, - устроившись недалеко от хозяина, растянулся и задремал. Дмитрий – симпатичный, обаятельный молодой человек. Он не носит чёрные очки, у него очень уверенные движения (спокойно, например, пользуется смартфоном, ноутбуком) и внешне практически ничто не выдаёт в нём незрячего человека. Как оказалось, зрение Дмитрий потерял совсем недавно – четыре с половиной года назад, в возрасте 29-ти лет. До этого у него была обычная жизнь, учился в ижевском филиале одного из московских вузов. Трагедия произошла на производстве. В цех мягкой мебели, где Дмитрий тогда работал, завезли некачественный клей, токсичные пары которого повлияли на нервную структуру клеток глаза.
«Зрение пропало не сразу- вспоминает Дмитрий, - и я никак не связывал это с работой. – Вёл машину, и однажды  у меня перед глазами появилась маленькая точка. Со временем она начала расти, увеличиваться, и буквально через два месяца всё погасло. Потом серьёзно заболели ноги. Ездил в Москву, в Питер, сдал массу анализов, в том числе, генетических, и только через год причину заболевания врачи связали именно с интоксикацией клеем».
«После вердикта врачей о полной слепоте был стресс, депрессия, - рассказывает Дмитрий, - это словами не передать. Но потом я решил: надо всё равно продолжать жить. Меня поддержали друзья, родные, любимая жена Гульнар, которой я очень благодарен. Несмотря на то что я стал инвалидом, наша семья сохранилась. А когда, уже после трагедии у нас родился сын, это меня настолько вдохновило, что исчезли последние сомнения и страхи. Ещё до потери зрения я интересовался компьютерной техникой, а тут начал потихоньку самостоятельно изучать компьютер, сенсорную технику, навигацию в условиях отсутствия визуальной доступности: как это всё озвучивается, как работает, как помогает незрячему человеку жить, общаться, ориентироваться в пространстве».
Гаджет – главный помощник незрячего
Дмитрий не только сам прекрасно освоил электронные приложения и гаджеты для незрячих, но и помогает в этом другим. На одном из мероприятий его заметили сотрудники Республиканской библиотеки для слепых. Познакомившись, пригласили поработать в библиотеке – там как раз долгое время не было преподавателя по компьютерным курсам. Так у Дмитрия появилась постоянная работа: уже почти два года он трудится библиотекарем и дополнительно ведёт курсы для незрячих, обучает их пользоваться компьютером. В частности, работать с голосовым ассистентом «Дуся» - электронным приложением на мобильном телефоне. Это своеобразный виртуальный секретарь для инвалида по зрению, который по голосовой команде делает для него доступным всё, что может обычный пользователь. Например, прокладывает маршрут, звонит, пишет сообщения, озвучивает текст. И таких команд уже больше сотни.
Как технолог, Дмитрий вместе с коллегами-программистами, в том числе, из других регионов, принимает участие в разработке новых приложений и адаптирует их к потребностям незрячих. В этой сфере его можно считать экспертом. Дмитрий уверен: современные технологии способны кардинально изменить жизнь инвалидов. Он сам тому пример: несмотря на отсутствие зрения, Дмитрий очень мобильный человек. Недавно по приглашению организаторов побывал в Санкт-Петербург на всероссийском фестивале «Смотри на меня, как на равного», посвящённого инвалидам, ведущим активный образ жизни. Высшее образование: цель и мечта
 Библиотекарь должен быть с высшим образованием, уверен Дмитрий, поэтому решил идти учиться в УдГУ. Так как у него уже было техническое образование, поступил по итогам собеседования. 
Вот что рассказывает старший преподаватель кафедры мультимедиа и интернет-технологий  Института математики, информационных технологий и физики УдГУ Елена Суханова:
- Когда в прошлом году Дмитрий поступал, то с направлением он определился сразу - библиотечно-информационная деятельность, а вот какую форму обучения выбрать, очную или заочную, решить не мог. Наш заведующий убедил его поступить на очное отделение. Для Дмитрия был подготовлен пакет документов, которого до этого ни в нашем институте, ни в целом в УдГУ не было. Я имею в виду индивидуальную программу обучения. Она включает индивидуальные занятия с преподавателями, график учёбы, совместимый с работой, которую Дмитрий бросать не захотел. На сегодня он студент второго курса. Первый курс закончил на отлично, что, скажу я вам, далеко не всем обычным, здоровым студентам под силу, да и не все стремятся. А у Дмитрия есть цель: он хочет получить образование и быть специалистом в своей области. Дима, как мы все его называем, очень коммуникабельный и открытый человек. Он сразу расположил к себе и преподавателей, и одногруппников. Все готовы помочь ему. Хочу отметить, что он у нас первый и единственный студент с таким недугом, и поэтому многое в процессе обучения в плане доступной среды мы познаём вместе с ним. «Через тернии к знаниям».
Тем не менее, учиться оказалось очень сложно, не скрывает Дмитрий. В первую очередь, надо было освоиться с навигацией по университету, в корпусах которого бывают такие лабиринты, что и зрячий может заблудиться. Сориентироваться помогает навигатор в смартфоне и собака-поводырь. Правда на то, чтобы она в процессе дрессировки запомнила все аудитории, кафедры, деканат, тоже понадобилось время. Но это был только первый пласт проблем. Гораздо сложнее оказалась сама учёба.
«Без гаджетов, - говорит Дмитрий, -  тотально слепому учиться в вузе будет очень сложно. Я, например, на лекциях сижу с наушником и адаптированным ноутбуком - мне удобнее сразу печатать материал. Если записывать лекцию сначала на диктофон, а потом всё это расшифровывать, понадобиться очень много времени. На контрольных, практических работах помогает смартфон: я фотографирую с его помощью плоско-печатный текст, потом перевожу его в
формат для чтения и читаю с помощью специальной программы TalkBack («экранный диктор») на смартфоне или программы Jaws на компьютере.
Поначалу не знал, как приспособиться к семинарам. Студенты с докладом выходят к доске и читают его по бумажке. Я тоже готовлю доклад, но как мне его прочитать?! Заучивать всё наизусть?! Пытался приучить преподавателей к синтезированному голосу гаджета, который может сделать это за меня, но слушать его оказалось для них тяжело и непривычно.
В итоге, преподаватели пошли мне навстречу: я готовлю работу и отправляю им на электронную почту. Теперь они мне и другие задания, в том числе, во время зачёта или экзамена, отправляют на электронную почту. Я выполняю и сразу отправляю ответ. Вот такой выход мы нашли».
Летнюю сессию Дмитрий сдал на пятёрки, но каких усилий это ему стоило! Зрительная память позволяет даже после одного прочтения более-менее усвоить текст, а слепому человеку для его восприятия надо прослушать текст не меньше восьми раз. Но, несмотря на все трудности, учёбу Дмитрий бросать не собирается. Он понимает, что является, в своё роде, первопроходцем, и в будущем, надеется он, инвалидам по зрению учиться станет проще.  С собакой не пускали в транспорт.
В Ижевске немало инвалидов по зрению, тотально слепых, но вот специально обученная собака пока есть только у Дмитрия. Она для него и проводник, и друг, и член семьи. Иду Дмитрию пришлось ждать из питомника два года, самому ездить и решать этот вопрос. Такие животные, которых в течение полутора лет специально обучают и воспитывают для сопровождения слепых, очень ценятся.  Для Ижевска собака-проводник оказалась настолько непривычным явлением, что кондукторы отказывались пускать её в транспорт. «С собакой не положено!», - отвечали. Приходилось терпеливо объяснять, говорит Дмитрий, что это не просто собака, а средство реабилитации. У неё есть специальный паспорт, она безопасна для окружающих. С собакой-проводником слепой может зайти в магазин, в больницу, в любое учреждение. Собака-проводник – неоценимый помощник незрячего человека, убеждён Дмитрий. «Когда я иду с навигатором, он информирует, куда идти, а Ида при этом даёт уверенность, что я не упаду в яму, не запнусь о бортик, не наткнусь на шлагбаум. Она научена предупреждать хозяина о таких опасностях, а для слепых детей такая собака нужна не только как помощник, но и как друг.  Впрочем, возможно, благодаря таким энтузиастам электронных гаджетов, как  Дмитрий и его друзьям, скоро вместо собак-проводников у незрячих появятся настолько продвинутые девайсы (например, обувь с вмонтированными датчиками), что четвероногие им уже не понадобятся.
         Дмитрий много общается со слепыми, обучая их тому, что уже сам умеет. Есть те, рассказывает он, кто потерял зрение и готов на ощупь и на слух узнавать и принимать новое. Но многие инвалиды, к сожалению, не хотят, а зачастую бояться, осваивать современные технологии, стесняются выходить из дома с белой тростью. Им проще попросить о чём-то родных, чем сделать самим. «Я тоже раньше боялся оказаться за пределами квартиры, стеснялся своей инвалидности, бывало и падал, шишки себе набивал, но смог всё это преодолеть. Сейчас я хожу по городу, езжу в транспорте. Не важно, что кто-то посмотрит на тебя с жалостью. Самое главное, из чего состоит твоя жизнь. Если ты захочешь, она будет интересной. Несмотря ни на что».
Закончив беседу, Дмитрий спешит по своим делам: у него учёба, работа, семья, планы. Отметила, что за время нашего разговора он ни разу ни на что и ни на кого не пожаловался: ни на страну, ни на чиновников, ни на врачей, ни на своих бывших коллег по производству. Две просьбы у него прозвучало. Первая: чтобы асфальт в городе делали лучше – для инвалидов по зрению это крайне важно. И вторая: чтобы в общественном транспорте синхронизировали открытие дверей автобуса и объявление номера маршрута.  Тогда слепой человек с улицы сможет услышать, какой автобус подошёл.
         К слову, 58 студентов с различными формами инвалидности обучаются в настоящее время в УдГУ, в том числе, более 40 человек – на очной форме обучения, а также на заочной и дистанционно. По заявлению студента с ограниченными возможностями, для него может быть разработана индивидуальная программа обучения, отмечают в вузе.

 Павел Шрамковский


 

Просмотров: 505 | Добавил: izhvos | Рейтинг: 0.0/0