Главная » 2017 » Январь » 27 » проект концепции развития МУП "ИжГЭТ" г. Ижевска на 2017-2020гг
14:12

проект концепции развития МУП "ИжГЭТ" г. Ижевска на 2017-2020гг

ПРОЕКТ

Стратегия развития

МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска на 2017-2020 годы

  1. Основные принципы стратегии

Основной целью представленной стратегии является развитие предприятия МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска с учетом изменений требований к качеству оказания услуг на рынке перевозок пассажиров общественным транспортом в городе Ижевске в условиях развития города, расширения жилых районов, появления новых микрорайонов, а также с учетом повышения роли экологически чистого общественного транспорта в центре города.

Реализация стратегии развития электрического транспорта в г.Ижевске позволит решить следующие основные задачи:

  • обеспечение устойчивой мобильности населения;
  • увеличение  доходов предприятия, повышение эффективности его деятельности.
  • обеспечение доступности услуг городского наземного электрического транспорта для различных социальных групп общества;
  • улучшение энергоэффективности и экологичности используемых транспортных средств и технологий;
  • снижение доли транспортных издержек в себестоимости товаров и услуг и повышение за счет этого их конкурентоспособности;

Стратегия предусматривает совместное участие МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска, Муниципального образования город Ижевск, и Удмуртской республики в развитии технической оснащенности предприятия и обеспечении доступности услуг электротранспорта во всех районах города Ижевска.

  1. Анализ рынка перевозок общественным транспортом города Ижевска.

В современных условиях транспортный комплекс является основой стабильного социально-экономического развития региона, вносящей существенный вклад в повышение качества жизни населения. В состав транспортного комплекса города Ижевска инфраструктурные объекты электрического, автомобильного транспорта, внутренние водные линии, объекты гражданской авиации.

В Ижевске достаточно развитая система городского пассажирского транспорта. Обслуживание пассажиров осуществляют МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска, ОАО «ИПОПАТ» и иные частные перевозчики. Ежедневно городским транспортом перевозится около 500 000 пассажиров в г.Ижевске. Для удобства жителей города маршрутная сеть постоянно совершенствуется. На сегодняшний день Ижевск по качеству перевозки пассажиров входит в число лучших городов России. 

Основными целями транспортного комплекса Ижевска являются качественное, полное и своевременное удовлетворение социальных, производственных и других потребностей республики в перевозках, обеспечение устойчивой и безопасной работы транспорта, повышение качества предоставляемых им услуг.

Электрический транспорт является одним из двух основным видов транспорта, на который приходится значительный объем пассажиропотока в городе Ижевск. Доля МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска в общем объеме предоставляемых услуг по перевозке пассажиров города составляет в среднем 47 %. За 9 месяцев 2016 года доля дохода от основного вида деятельности  составила 93,6 % в  общем доходе предприятия.

Основными видами деятельности предприятия являются:

  • перевозка пассажиров городским  электротранспортом;
  • перевозка пассажиров водным транспортом по маршруту Ижевск-Воложка, в том числе  по заявкам и заказам;
  • размещение оборудования и линий связи на опорах;
  • размещение на подвижном составе рекламной информации;

и другие виды.   

На сегодняшний день перевозки пассажиров города осуществляются по 11 маршрутам трамвая и 8 троллейбуса. 

Продукцию предприятия в натуральном выражении представляют собой маршрутный пробег (с пассажирами), выполненные объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот (в пассажиро-километрах) в разрезе видов перевозок, а результатом работы количество перевезенных пассажиров.

Потребителями на рынке услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске являются физические лица – пассажиры,  которым необходимо осуществлять передвижение в пределах города Ижевска.

Хозяйствующими субъектами,  осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров в г.Ижевске,  являются юридические лица,  индивидуальные предприниматели,  принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира в пункт назначения.

Согласно аналитического отчета Удмуртского УФАС России о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске, состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке перевозок пассажиров общественным транспортом, представлен ниже:

1)  МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска

2)  ОАО «ИПОПАТ»

3)  ООО «Оранжевый автобус»

4)  ООО «Автосила»

5)  ООО «АвтоТранс»

6)  ООО «АТП-С»

7)  ООО «АвтоЭкспресс»

8) ИП

Доли рынка по количеству перевезенных пассажиров города Ижевска в 2014 и 2015 годах распределялись следующим образом:

Данные приведены без учета ООО «АвтоТранс» и ООО «АвтоЭкспресс» ввиду отсутствия информации о перевозках данными предприятиями.

Большая доля рынка,  занимаемая МУП «ИжГЭТ» и ОАО «ИПОПАТ» свидетельствуют о существенном доминирующем положении этих двух предприятий на рынке перевозок.

Но в последние годы наметилась тенденция появления новых перевозчиков и захват ими небольших долей рынка перевозок общественным транспортом.

Конкурентная среда на сегодняшний день характеризуется как динамично развивающаяся.

Федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским  наземным  электрическим транспортом в Российской Федерации и о  внесении  изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу 13.07.2015. Само его принятие проходило долго  и мучительно – в течение десяти лет менялось не только содержание законопроекта, но и подходы к формированию этого документа, который  впервые в истории Российской Федерации ввел единые принципы организации транспортного обслуживания населения на территории всей страны. Закон призван:

  • обеспечить установление единых требований по организации транспортного обслуживания населения ко всем  перевозчикам в рамках договоров и контрактов,
  • упорядочить конкуренцию на рынке,
  • создать условия, стимулирующие перевозчиков улучшать качество обслуживания,
  • обеспечить контроль и ответственность за исполнение обязательств, как со стороны перевозчиков, так и со стороны заказчика муниципальных и региональных перевозок.

Полномочия по решению всех вопросов организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам, данным федеральным законом возложены на администрации городов.

В г.Ижевске, как и в большинстве городов принят реестр маршрутов, предусмотренный федеральным законом. Все реестры разделены на маршруты с регулируемым тарифом (т.е. перевозчик должен работать в рамках официально принятого тарифа и предоставлять все льготы), а также нерегулируемым тарифом (маршруты, на которых перевозчик самостоятельно устанавливает стоимость проезда и предоставление льгот на проезд – это его добровольное право, а не обязанность). МУП «ИжГЭТ» в рамках этого реестра работает в первой категории маршрутов.

Статьей 39 данного закона предполагается, что финансирование социальной перевозки будет организовано в порядке, который существовал на момент принятия закона, еще в течение 5 лет.  Законодатели преследовали цель создать определенный период перехода от старых принципов субсидирования и дотаций к новым. Однако термин «субсидирование» в нынешних реалиях порой утратил свое значение. Из-за недостатка бюджетных средств под бюджетными субсидиями, предприятию, работающему на маршрутах по тарифу ниже экономически обоснованного, понимается оплата проезда льготных категорий граждан.   И даже эта плата зависит не от объема выполненных работ по перевозке, а  от того, сколько себе может позволить на эти цели бюджет МО или региона.

Электрический транспорт имеет целый ряд объективных особенностей, которые должны приниматься во внимание:

- жесткая привязанность к маршруту;

- неразрывность путевой, сетевой и транспортной инфраструктуры;

Эти особенности не позволяют электрическому транспорту выигрывать в конкурентной борьбе, если она построена только на рыночных принципах. Но именно особенности, а также объективные преимущества электротранспорта позволяют городам развивать гармоничную,  управляемую  и устойчивую транспортную систему в стратегической перспективе, решать вопросы экологии, которые выходят сегодня для городов на первый план.

Важным элементом является то, что предприятие осуществляет деятельность по регулируемым тарифам. Устанавливает размер платы за перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении Министерство  энергетики и ЖКХ УР. При установлении тарифа за перевозку пассажиров, регулирующий орган, чаще всего, ориентируется не на реальную экономику предприятия, а  на сложившуюся социальную и политическую обстановку.

  1. Анализ конкурентных преимуществ предприятия.

Городской наземный электрический транспорт играет важную роль в обеспечении транспортных потребностей населения городов. Этот вид транспорта характеризуется наибольшей экологической безопасностью и пользуется популярностью у населения. При этом роль городского электрического транспорта, в условиях развития урбанизации и ужесточения экологических требований постоянно возрастает.

Среди различных видов общественного городского транспорта наиболее экономичным, экологически чистым, эффективным и социально значимым является электрический транспорт.

Трамвай - единственный вид наземного пассажирского транспорта, который в состоянии обеспечить в зонах плотной городской застройки высокие объемы перевозок при разумных затратах на эксплуатацию. Он не только является экологически чистым видом транспорта, но и обладает возможностью предоставления по доступной цене высококачественных услуг по перевозке всех категорий граждан.

С целью получения объективной оценки положения предприятия было проведено исследование влияния факторов внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон предприятия. Результатом исследования является сгенерированная  матрица SWOT анализа.

Были определены списки сильных и слабых сторон компании, существующие угрозы и возможности, и произведена оценка степени их влияния. Отмечены те факторы, которые являются ключевыми факторами успеха на рынке, ранжированы все факторы по степени влияния на выручку и прибыль компании от 1 до 5 лет. По каждому фактору сравнили свои услуги с услугами ключевых конкурентов: параметры, по которым наши услуги лучше конкурентов — сильные стороны, и наоборот. Результатом исследования является сформированная матрица  SWOT -анализа (Таблица 2)

 

Основные выводы: компания обладает высококвалифицированными кадрами технической службы, свободными производственными площадями (которые в силу своей формы собственности – унитарное предприятие – не имеет возможности использовать иначе (например, перестроить и сдать в аренду). С другой стороны – стареющий транспортный парк, высокое потребление электроэнергии и угроза в связи с возможным запретом эксплуатации техники в текущем состоянии.

  1. Направления развития предприятия и усиления конкурентных преимуществ. Ожидаемый эффект.

Решение задачи сохранения и развития предприятия лежат в области адаптации МУП к современным условиям. Обеспечить адаптацию предприятия можно, двигаясь двумя путями. Один из них заключается в концентрации усилий по продвижению существующих транспортных услуг за счет улучшения качества предоставляемых услуг. Другим подходом к адаптации выступают действия по выводу новых продуктов в новые рынки или сегменты рынка - диверсификация.

Приоритетной ставится задача по удержанию и контролю издержек предприятия при одновременном росте выручки предприятия. Анализ текущего состояния предприятия отражает еще одну важную задачу, стоящую перед предприятием – а именно снижение износа и обновление подвижного состава.

Обеспечение роста выручки и доходов компании возможно через увеличение цен и рост объемов на традиционном рынке оказания транспортных услуг, и путем диверсификации собственной деятельности и выходы на альтернативные рынки.

О росте объемов услуг возможно говорить лишь через повышение качества оказываемых услуг.

Учитывая сложившиеся условия функционирования на рынке перевозок общественным транспортом города Ижевска, следует выделить следующие приоритетные мероприятия по развитию предприятия, направленных на рост объемов оказания услуг:

Улучшение ситуации в области жилищного строительство ведет к существенному увеличению численности жителей города. Новые микрорайоны требуют повышенного внимания к себе со стороны Администрации города, так как чаще всего такие районы не обеспечены на должном уровне объектами инфраструктуры и транспортным сообщением. С целью обеспечения растущей потребности доступности общественного транспорта в  таких районах,  необходимо обеспечить присутствие электротранспорта.

Главным принципом транспортной политики является полное удовле­творение общественно-признанной потребности в городских пас­сажирских перевозках с минимальными транспортными затратами. Провозные возможности городского пассажирского общест­венного транспорта должны соответствовать удовлетворению по­требности населения в передвижениях. Сегодня огромное количество транспортных средств стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты. Именно поэтому большее внимание необходимо  обращать на развитие экологических видов транспорта. Троллейбус представляет собой один из самых экономичных электрических местных видов общественного транспорта. Преимущества троллейбуса, как одного из видов электротранспорта перед городским автобусом очевидны, это высокая экологичность, пассажировместимость, комфортабельность. Новые троллейбусные системы разрабатываются во всем мире. Кроме того, троллейбус предлагает ответ на нынешние политические и экологические вопросы, такие как загрязнение воздуха, все большее загрязнение мелкой пылью в городских центрах, и уровень шума для жителей города. У троллейбусов нет выбросов в отличие от автомобилей и дизельных автобусов, что снижает нагрузку на здоровье жителей, тем самым повышая их благополучие. Комбинация электропривода и резиновых колес уменьшает уровень шума на улицах. Троллейбус не тратит энергию, стоя в пробке, автобус же работает на холостом ходу, расходуя топливо и загрязняя воздух. Троллейбусный маршрут намного сложнее изменить, чем автобусный, для транспортной системы это плюс, так как даёт понимание жителям и владельцам бизнеса, что район будет обслуживаться транспортом, и позволяет в соответствии с этим планировать инвестиции.

Учитывая высокую стоимость создания инфраструктуры электротранспортного сообщения в классическом ее виде (прокладка сетей, установка опор, подключения электрической мощности) следует использовать электротранспорт (троллейбусы) с возможностью автономного ход

Наиболее серьезных вложений требуют изменения в маршрутной сети трамваев (при условии реализации обустройства трамвайных путей и соответствующих объектов инфраструктуры на проспекте им. М.Т.Калашникова).

Для обеспечения реализации данного направления стратегии первый шаг, который необходимо выполнить - это обновление подвижного состава.

Проблемы технического и технологического отставания городского наземного электрического транспорта должны решаться на основе повышения технического уровня подвижного состава, повышения его энергоэффективности. Это должно быть достигнуто за счет снижения среднего «возраста» подвижного состава, ускорения темпов его обновления, повышения уровня обеспеченности и обновления производственно-технической базы предприятия.

            Учитывая сложившееся общее состояние подвижного состава предприятия (описывается в 5 разделе), следует сделать вывод о необходимости срочной поддержки троллейбусного парка, ввиду наиболее значительного его износа.

Используя опыт обновления трамвайных вагонов предприятие разработало программу по обновлению троллейбусного парка г.Ижевска. Программа предусматривает ежегодное проведение МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска капитально-восстановительного ремонта 10 троллейбусов с установкой энергоэффективного электрооборудования с системой автономного хода до 20 км.

Реализация этой программы повысит конкурентоспособность предприятия и повысит привлекательность  троллейбуса для пассажиров. Стоимость такого ремонта на сегодняшний день составляет порядка 7,8 млн. руб. за 1 тролллейбус. При этом минимальная стоимость нового троллейбуса с аналогичными параметрами составит порядка 15,7 млн. руб.

Троллейбус с автономным ходом – это новый вид экологичного и экономичного городского транспорта. Троллейбус с автономным ходом позволит организовать эффективное транспортное сообщение без строительства новых тяговых подстанций и прокладывания новой контактной сети в новых районах города, оптимизировать (продлить) существующие маршруты.

Ввиду высокой стоимости обновления парка подвижного состава, реализация данного плана возможна только при условии участия предприятия в программах софинансирования приобретения троллейбусов с участием бюджетов всех уровней.

5 маршрут троллейбуса.

С целью определения вариантов и условий для формирования 5 маршрута, специалистами службы движения была изучена существующая схема организации движения общественного транспорта, курсирующего по улице 10 лет Октября, и проведен анализ  пассажиропотока маршрутов проходящих на данном участке. В настоящее время по ул.10 лет Октября, на участке между ул.9 января и ул.Удмуртская осуществляется перевозка пассажиров автобусами категории М3 и М2 (маршрутки). Согласно открытым источникам информации, а также натурному  наблюдению были сформированы следующие данные:

  1. Через ул.10 лет Октября курсирует два маршрута автобуса, относящихся к категории М3. Это маршруты №12 сообщением "Станкострой -Автозавод" , выпуск на котором составляет 24 единицы, работающих с интервалом движения  4-5 минут и №27 сообщением "Ул.К.Герда - Рембыттехника", выпуск на котором составляет 25 единиц, работающих с интервалом движения 5 минут.
  2. Согласно реестру на данном участке работают автобусы категории М2 следующих маршрутов: №52 – 22 единицы, №53 – 32 единицы. Согласно натурному наблюдению фактическое количество значительно ниже заявленного.
  3. Существующая линия контактной сети троллейбуса в настоящее время используется как единственный альтернативный путь при  отсутствии возможности осуществлять движение троллейбусов 4,7,14 маршрутов по улицам Дзержинского, Буммашевская, Удмуртская и 1,2 маршрутов по ул.Удмуртская (на участке между улицами 10 лет Октября и Буммашевская ), в случаях ДТП, повреждениях на коммуникациях и прочих форс - мажорных обстоятельствах.

Основываясь на данных о вместимости, наполняемости подвижного состава, интенсивности и режиме работы, указанных маршрутов автобуса, относящихся к категории М3, оценочное значение количества перевозимых пассажиров составляет  в среднем 69,1 пассажира в час на один автобус.

Суммарная частота движения автобусных маршрутов составляет 25,3 единицы в час, иными словами каждые 2,5 минуты по ул.10 лет Октября проходит автобус 12 или 27 маршрута. Суммарный расчетный суточный пассажиропоток этих маршрутов составляет 47347 человек, указанное количество включает в себя все категории пассажиров, осуществляющие поездки, как на платной, так и на льготной основе, а также осуществляющие поездки без оплаты в соответствии с действующим законодательством. Согласно проведенным ранее исследованиям пассажиропотока на электротранспорте, с учетом данных электронной системы оплаты проезда, количество лиц осуществляющих свои поездки без регистрации средства платежа на терминале кондуктора составляет в среднем порядка 20% в общем пассажиропотоке. Таким образом «платный» пассажиропоток на этих двух маршрутах составляет около 37877,6 человек, что составляет в среднем 69,1 человека в час на 1 автобус.

Данные аналогичного сравнительного  анализа перевозки на маршрутах троллейбуса  показывают прямую зависимость объемов перевозки пассажиров от микрорайонов прохождения маршрутов, от протяженности дублируемых автобусами участков на маршруте, от режима работы маршрута и целого ряда других причин. Проведенный анализ перевозки за 2015 и 10 месяцев 2016 года показывает, что величина среднечасовой перевозки по троллейбусным маршрутам сохраняется и составляет 50,3 пассажира в час на 1 троллейбус

Используя полученную информацию можно сделать следующие выводы:

  1. Для обеспечения привлекательности для пассажира вариантов 5 маршрута троллейбуса необходимо обеспечить интенсивность движения на этом маршруте с интервалом равным или меньшим чем у автобусов, то есть не более 5 минут.
  2.  Наработка привлекательности маршрута у пассажиров на практике требует от 6 месяцев до 1 года.
  3. В соответствии с данными о прямых эксплуатационных затратах (зарплата водителя и кондуктора, отчисления с ФОТ, электроэнергия на движение, затраты на ТО и ремонт) приведенных ниже в Таблице 9, для обеспечения «нулевой» эффективности необходимо обеспечить наполняемость троллейбусов на маршруте не ниже чем 43,7 человек в час на 1 троллейбус.

При сохранении в полном объеме автобусного и появлении троллейбусного движения на анализируемом маршруте, предполагается, что существующий пассажиропоток после наработки 5 маршрута троллейбуса распределится с учетом объемов выполняемой транспортной работы, а также с учетом пропорции, учитывающей разную наполняемость в автобусах и троллейбусах. При базовом варианте (Центр-Труда) возобновления работы 5 маршрута троллейбуса, необходимый минимальный объем выполнения данной работы, при выпуске 18 троллейбусов, составит 171 машино-час в будний день. Таким образом, пассажиропоток распределится, в лучшем случае, в размере  (37877,6 * 171 / (171+548) * 50,3 / 69,1) = 6557,5 пассажиров в сутки или 17,3% от общего количества пассажиров в пользу троллейбуса, что составляет 38,5 человек в час на 1 троллейбус.

В Таблице 8 указаны следующие возможные варианты прокладки 5 маршрута троллейбуса:

Таблица 8. Варианты 5 маршрута троллейбуса.

Варианты 5–го маршрута

Время оборотного рейса, мин.

Потребность в дополнительных троллейбусах, ед.

ул.Труда - Центр.

92

21

ул.Труда – ул. Кузебая Герда.

132

30

Восточный рынок –ул. Кузебая Герда

148

35

Восточный рынок – г..Машиностроителей

168

39

Потребность в дополнительных троллейбусах рассчитана с учетом регламентированной системы технического обслуживания подвижного состава.

Для возобновления работы на данном маршруте требуются первоначальные инвестиции по приобретению нового подвижного состава либо восстановлению имеющихся троллейбусов, которые на данный момент выведены из эксплуатации (КВР) в количестве не менее 21 единиц что в суммовом выражении составляет от 157,5 до 329,47 млн.руб.

Эффективность работы на маршрутах.

С целью оценки затрат на эксплуатацию подвижного состава были выбраны статьи прямых затрат предприятия, которые будут изменяться пропорционально объему выполняемой транспортной рабо.

Исходя из данных за 2016 год следует, что  при снижении наполняемости ниже 43,7 человек на 1 машино-час, работа на троллейбусном маршруте будет вести к прямым убыткам предприятия.

            Ввиду высокой стоимости нового подвижного состава, а также неподъемную для предприятия стоимость построения новых трамвайных линий и контактно-кабельной сети с необходимостью установки новых тяговых подстанций, необходим комплексный подход к вопросу определения источников финансирования развития предприятия, учитывающий потребность города Ижевска в обеспечении жителей и гостей столицы Удмуртии доступным, комфортным общественным электротранспортом. 

  1. Ресурсы предприятия.

Состояние трамвайно-троллейбусного парка.

Одним из важных факторов, определяющих эффективность работы городского наземного электрического транспорта, является технический уровень и техническое состояние его подвижного состава. Технический уровень подвижного состава городского наземного электрического транспорта, эксплуатируемого г.Ижевске, в целом не соответствуют современным мировым стандартам.

Троллейбус.

На 01.11.2016г на инвентаре троллейбусного управления МУП ИжГорЭлектроТранс г. Ижевска числится 220 единиц подвижного состава (95 троллейбусов в парке 1 и 125 троллейбусов в парке 2).

            Согласно «Руководству по системе технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов» Р-11325455-2505-01 троллейбусы относятся к категории подвижного состава, выработавшего свой ресурс, по истечении срока полной амортизации 10 лет или пробега с момента ввода в эксплуатацию 600 тыс.км.

            Фактически срок эксплуатации 10лет преодолело 194 троллейбуса, а по пробегу за рубеж в 600 тыс.км перешагнуло 187 троллейбусов (средний пробег этих машин составляет 1 475 236км).

            Даже при грубом расчете понятно, что при инвентаре троллейбусного управления в 220 единиц для поддержания технически исправного состояния необходимо ежегодно обновлять  подвижной состав троллейбусного управления в количестве 22 троллейбусов или продлевать срок их эксплуатации. Отметим, что продление срока эксплуатации троллейбуса допускается после производства ему соответствующего вида ремонта (текущий или капитально-восстановительный), определяемого комиссией. Основным фактором долговечности подвижного состава, на которое обращает внимание комиссия, является состояние кузова, и прежде всего его несущих конструкций:  основания и каркасов. Поэтому решение о продление срока службы принимается по состоянию кузова. Пример троллейбусного парка №2 показателен: на данный момент фактически из 40 троллейбусов, прошедших ремонт - 35 требовали продления срока эксплуатации.       

            Все больше троллейбусов встает на ремонт с перекосами и большими объемами работ по замене элементов несущих конструкций кузова, поэтому все чаще встает вопрос о проведении троллейбусу КВР или о его списании. Так в 2016 году по техническому состоянию кузова в троллейбусном управлении было списано 6 троллейбусов. На данный момент в срочном проведении КВР нуждаются как минимум  10 троллейбусов, при этом ежегодная потребность в КВР составляет не менее 17 ремонтов.

            На текущий момент из эксплуатации по техническому состоянию кузова (на консервации) выведено 8 троллейбусов в парке 2, в длительном техническом простое из-за отсутствия узлов и агрегатов выведено 6 троллейбусов в первом парке и 2 троллейбуса во втором парке. Эти троллейбусы выпадают из общей системы технического обслуживания, ремонта и пассажироперевозок предприятия.

            В случае полного выпуска подвижного состава в линию согласно имеющейся схеме маршрутов и расписаний: 148 единиц (62 и 86 единиц) без учета 16 троллейбусов, указанных выше, для обслуживания и ремонта подвижного состава, неплановых ремонтов и обеспечения резерва на территории парков остается 56 единиц (27 и 29 соответственно).

            Согласно «Руководства по системе технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов» Р-11325455-2505-01 на текущем ремонте в первом парке находится 9 троллейбусов, а во втором 8 троллейбусов, на техническом обслуживании ТО2 ежедневно находится 3 единицы (1 и 2 по паркам соответственно). Техническое обслуживание ТО1 по нормативам в среднем проводится 1 раз в 8 суток, что в количественном выражении составляет по парку 1 не менее 12 единиц, а по парку 2 не менее 15 единиц.

            Ежедневно в ожидании непланового (заявочного) ремонта в каждом из парков находится от 2 до 7 единиц подвижного состава.

            Таким образом, в парках на случаи замены с линии технически неисправных троллейбусов в резерве в каждом из парков остается  до 3 троллейбусов, что чуть ниже нормы для такого выпуска. Соответственно следует отметить, что текущее наличие и состояние троллейбусов способно обеспечить лишь текущий выпуск, без каких либо изменений.

Трамвай.

На 01.11.2016 в трамвайном управлении на инвентаре находится 212 единиц подвижного состава из которых 211 единиц имеют срок эксплуатации от 15 до 50 лет, а 185 вагонов с пробегом более 1,12 миллиона километров каждый. Износ трамвайного парка составляет свыше 80%. В связи с износом кузовов, выведены из эксплуатации и отставлены на консервацию 22 вагона. В основном это двух дверные вагоны со сроком службы более 40 лет, кроме того на длительный срок отставлены 5 вагонов для ремонта которых необходимо приобрести оригинальные дорогостоящие запасные части.

За последние 13 лет предприятием приобретено 11 новых и 10 бывших в употреблении трамвайных вагонов. Для постоянного обновления парка, чтобы укладываться по нормативным  срокам  эксплуатации  трамваев (10 лет), необходимо приобретать минимум 20 – 25 единиц в год. Такой финансовой возможности у МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска нет, нужна федеральная программа финансовой поддержки ГЭТ.

Предприятие прилагает огромные усилия для поддержания парка трамваев в технически исправном состоянии, так с 1998 года по текущий момент регулярно проводится капитально – восстановительный ремонт кузовов трамвайных вагонов и таким образом продлевается срок их эксплуатации.

Альтернативой приобретения нового трамвайного подвижного состава является реализация программы КВР с рестайлингом трамвайных вагонов Татра Т3. Эффективность данного решения, а также надежность и качество проведенных работ по преображению и продлению срока службы трамвайного вагона подтверждена уже 3 годами безупречной эксплуатации вагонов Т-3К-ИЖ изготовленных собственными силами предприятия. Дополнительно при данном варианте обновления решается вопрос реализации программы Энергосбережения в Удмуртской Республике путем установки энергосберегающего оборудования. С 2013 года по 2015 год таким способом было изготовлено 7 трамвайных вагонов Т-3К-ИЖ.

Инфраструктура

Главной особенностью электротранспорта является наличие широкой инфраструктуры для обеспечения функционирования техники на электрической тяге. Общее для трамваев и троллейбусов - это наличие тяговых подстанций, контактно-кабельной сети, а для трамваев - путевого хозяйства. Состояние трамвайного пути оставляет желать лучшего. В связи с высокой стоимостью в последние годы ремонт и замена рельс производилась лишь на аварийных участках или при реализации городских проектов по реконструкции перекрестков и участков пути. Существует острая необходимость разработки и реализации отдельной программы по капитальному ремонту трамвайных путей и их реконструкции.

Персонал. Трудовые ресурсы.

Ежедневно на улицы города  выходит 125 трамваев и 148 троллейбусов, которые перевозят пассажиров по 11 трамвайным и 8 троллейбусным маршрутам. Для обеспечения текущего полного выпуска подвижного состава в линию в штатном расписании предприятия предусмотрено 766 ставок водителей трамвая и троллейбуса. По состоянию на 1.11.216 по штату числится 652 водителя, что составляет 85% от требуемой величины.

Причиной кадрового голода этой категории являются следующие факторы:

- естественное старение коллектива ( около 40 работающих на сегодняшний день водителей достигли пенсионного возраста );

- при прохождении обязательного периодического медицинского медосмотра, часть персонала не получает допуска до работы по состоянию здоровья;

- вынужденный высокий процент потерь рабочего времени, так как 386 человек или 60% водительского состава это женщины, которые могут находиться в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за детьми;

- длительный период обучения, регламентированный Приказом №1408 от 26.12.2013г. Минобразования и науки РФ, который длится около шести месяцев и включает в себя теоретическое обучение, учебную и пассажирку стажировку (трамвай - 756 часов, троллейбус - 838 часов );

- сложный график работы ( выпуск подвижного состава в линию начинается с 4 часов 2а минут, а заезд в депо, парки заканчивается около часа ночи ) ;

- высокая напряженность труда;

- высокая ответственность за жизнь и здоровье пассажиров.

Для стабилизации создавшейся кадровой ситуации на предприятии проводятся следующие мероприятия:

- проводится работа по повышению среднего заработка на предприятии. За последние 3 года средняя з/пл выросла с 18918 руб. в 2013 году до 24422 руб. в 2016 году, прирост 30%;

- в целях популяризации профессии ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства, призерам и победителям которых повышается класс квалификации, вручаются ценные подарки, результаты конкурса публикуются на досках объявлений в подразделениях и в газете "Наш профсоюз";

- лучшим водителям ежемесячно присваивается звание «Лучший по профессии» с выплатой денежной премии;

- в 2016 году организовано обучение двух групп подготовки водителей трамвая ( в августе закончили обучение 17 человек , с 15 ноября начато обучение в группе из 30 человек  ), с 22 ноября начато обучение в группе подготовки водителей троллейбуса. В следующем году планируется обучение еще 2-3 групп подготовки водителей.

Финансовые ресурсы

Эффективное функционирование и дальнейшее развитие городского наземного электрического транспорта сдерживаются действующими институтами и нормами экономического регулирования рынка транспортных услуг. Существующая тарифная и налоговая политика не позволяют МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска  функционировать финансово устойчиво. Следует отметить, что у большинства организаций городского наземного электрического транспорта отсутствуют собственные инвестиционные возможности для обновления основных средств, в первую очередь подвижного состава городского электрического транспорта.

Фактически сложившаяся работа электротранспорта г.Ижевска в условиях социально ориентированного тарифа, неполной компенсации выпадающих доходов, и недостаточного финансирования перевозок льготных категорий граждан, на протяжении многих лет привела к серьезной нехватке собственных средств предприятия. Ввиду ограниченности в ресурсах предполагается участие предприятия в реализации стратегии развития на условиях софинансирования, с привлечением кредитных учреждений либо лизинговых компаний.

 

 

Просмотров: 273 | Добавил: izhvos | Рейтинг: 0.0/0