Главная » 2021 » Июнь » 9 » Доступная среда в г.Ижевске
07:54

Доступная среда в г.Ижевске

По плану работы Совета общественных организаций при территориальном органе Росздравнадзора по Удмуртской Республике  и по национальному проекту  «Безопасные и качественные дороги» от Ижевской организации УРО ОООИ ВОС  в качестве членов комиссии участвовали: член Совета, председатель Ижевской организации  Килин В.И., члены  бюро Черницын И.Б., Барабанщиков К.С. Предлагаем ознакомиться с мнением  Кирилла Барабанщикова.

Что есть доступная среда

Здравствуйте, Уважаемые читатели!

Сегодня мне хотелось бы обсудить с Вами тему доступной среды для людей с инвалидностью  и других маломобильных групп населения.

А поводом для публикации послужило мое непосредственное участие в рамках общественного контроля над обеспечением условий доступности в городе Ижевске.

Прежде чем мы приступим к обсуждению, напомню, что у проекта появилась группа в Вконтакте, вступайте!

Начнем с определения понятия «доступная среда»

Общепризнанное определение термина «доступная среда» звучит так:

«Совокупность свойств продукции, систем, услуг, сред жизнедеятельности или сооружений, при наличии которой они могут быть использованы людьми с самым широким диапазоном возможностей для достижения установленных целей в определенных условиях использования».

Указанное выше определение содержится в ГОСТ Р 54937-2018/ISO/IEC Guide71:2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды.

А теперь своими словами

Доступная среда, или универсальная среда, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на создание условий, которые позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья, маломобильным гражданам самостоятельно и безопасно ориентироваться и передвигаться на улице, в общественном транспорте, зданиях и т.д.

Для кого необходимо создавать доступную среду?

Заинтересованность в создании доступной среды должна идти не только от инвалидов и организаций, представляющих их интересы, но и от каждого члена общества. Дело в том, что мероприятия, проводимые в рамках доступной среды, облегчают жизнь не только для людей с инвалидностью, но и для других маломобильных групп населения.

Кто относится к маломобильным гражданам?

Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся, в частности: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками, чемоданами и тяжелыми сумками и т.п.

По факту, каждый человек в определенный этап своей жизни становится маломобильным, и для передвижения ему необходимо наличие доступной среды.

А что же у нас с доступной средой сегодня?

К сожалению, в г. Ижевске с доступной средой все не очень хорошо. Впрочем давайте поподробнее.

Начнем с центрального автовокзала г. Ижевска.

Главный вход в здание автовокзала

Главный вход в здание автовокзала

Подобие пандуса

Подобие пандуса

Мы еще не успели войти внутрь здания, как видим несколько грубейших нарушений, из-за которых люди с инвалидностью самостоятельно не смогут попасть в само здание:

- то, что мы видим, назвать пандусом язык не поворачивается. Более того, отсутствуют поручни, ограждающие пандус и помогающие человеку на коляске  на него заехать;

- полностью отсутствуют тактильно-наземные указатели, позволяющие людям с проблемами зрения самостоятельно ориентироваться и передвигаться.

Собственно на этом можно и закончить, так как дальнейшая экскурсия не имеет никакого смысла. Но... Я все же продолжу.

Интерьеры автовокзала

Интерьеры автовокзала

Внутри здания также отсутствуют тактильные указатели. Кроме того, в кассовом зале нет заниженной кассы для инвалидов-колясочников. Нет и туалета для инвалидов.

Посадочные платформы

Посадочные платформы

Посадочные платформы также не оборудованы тактильной плиткой. Хорошо, что есть контрастное обозначение края платформы.

Встреча с руководством центрального автовокзала

Встреча с руководством центрального автовокзала

Нами были подготовлены ряд предложений по обеспечению доступности центрального автовокзала и переданы руководству для изучения. Надеемся, что наша позиция будет услышана.

Предлагаю переместиться на железнодорожный вокзал города Ижевска.

Здание вокзала поездов дальнего следования

Здание вокзала поездов дальнего следования

Сразу хочу отметить, что по сравнению с центральным автовокзалом внутри здания железнодорожного вокзала (как пригородного сообщения, так и поездов дальнего следования) создана доступная среда в соответствии с действующими нормами и правилами. За это хочется поблагодарить руководство РЖД.

Тактильная плитка

Тактильная плитка

По всем маршрутам движения внутри зданий смонтированы тактильные указатели. Причем не просто наклейки, а изготовленные из металла, что делает их прочнее и, что самое главное, ощутимей для людей с инвалидностью  по зрению.

Туалет для инвалидов

Туалет для инвалидов

Имеется туалет для инвалидов - чистый, аккуратный и полностью приспособленный.

Лифт для инвалидов

Лифт для инвалидов

В здании пригородных касс имеется лифт для инвалидов для подъема на второй этаж в зал ожидания.

Но и тут не все так хорошо, как хотелось бы.

Первая посадочная платформа

Первая посадочная платформа

Полностью отсутствуют тактильные указатели на платформах. Что самое опасное - нет тактильных указателей, обозначающих край платформы.

Отсутствует лифт, позволяющий инвалидам-колясочникам, а также другим маломобильным гражданам самостоятельно перемещаться между платформами через надземный мост.

На сегодняшний день отсутствие доступной среды на платформах железнодорожного вокзала компенсируется слаженной работой службы сопровождения инвалидов и маломобильных граждан, действующей на железнодорожном вокзале.

Встреча комиссии с представителями РЖД

Встреча комиссии с представителями РЖД

В ходе встречи с представителями РЖД были достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве по вопросам создания доступной среды. Кроме того, до конца 2021 г. должен быть реализован проект реконструкции привокзальной площади и посадочных платформ. При реконструкции будут соблюдены все нормы по доступности.

Пару слов о здании аэропорта

Лично мне не удалось побывать в здании в составе комиссии, но по сообщению членов Всероссийского общества слепых, кто присутствовал при проведении проверки, особых нареканий не было.

В здании есть специальная схема для людей с инвалидностью  по зрению, имеется туалет для инвалидов. Также имеется специальное оборудование, позволяющее поднять человека на коляске  в салон самолета.

А теперь поговорим о проблемах

Все мероприятия по созданию доступной среды, которые в настоящее время реализуются, имеют смысл только в том случае, если они проводятся комплексно.

Предположим, что руководство центрального автовокзала завтра примет решение о создании доступной среды в здании и на посадочных платформах. Выделит необходимые денежные средства. И даже сделает все правильно. А город, в свою очередь, не обеспечит наличие доступной среды на путях следования от остановок общественного транспорта.

И получается, что на автовокзале доступная среда есть, а воспользоваться ей некому, потому что инвалид не может самостоятельно сесть в общественный транспорт, доехать до нужной остановки, дойти от остановки до автовокзала.

Еще раз подчеркну, что в вопросах создания доступной среды нужен комплексный подход. Нужно, чтобы все заинтересованные лица (бизнес, государство, органы местного самоуправления, общественные организации) совместными усилиями решали эти вопросы и в результате тесного взаимодействия и поддержки создавали действительно такую среду, в которой инвалиды и другие маломобильные граждане чувствовали себя комфортно и безопасно.

В заключении пару слов про тротуары

На прошлой неделе мне удалось принять участие в рабочей комиссии по контролю за ходом ремонта тротуаров в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги".

комиссия по контролю за ходом работ. ссылка на источник с фото: http://mindortrans.su/ministerstvo/novosti/1661-udobstvo-peredvizheniya-dlya-slabovidyashchikh-peshekhodov-obsudili-na-rabochej-komissii-bkd-v-izhevske

комиссия по контролю за ходом работ. ссылка на источник с фото: http://mindortrans.su/ministerstvo/novosti/1661-udobstvo-peredvizheniya-dlya-slabovidyashchikh-peshekhodov-obsudili-na-rabochej-komissii-bkd-v-izhevske

В целом радует, что в городе создается новая пешеходная инфраструктура. Но по каким-то причинам при создании тротуаров забывают про необходимость создания доступной среды. Если делать понижения для людей на колясках у нас уже научились, то с укладкой тактильной плитки возникают серьезные проблемы. Зачастую ее просто не укладывают. Бывает и такое, что тактильную плитку укладывают, но неправильно.

На фото ниже видно, как уложили тактильную плитку и с гордостью отчитались, что обеспечили нормы по доступной среде. Однако, те кто проектировали и укладывали плитку, видимо, не заглядывали в соответствующий ГОСТ. Иначе такого позора не выложили бы.

Неправильно уложенная тактильная плитка

Неправильно уложенная тактильная плитка

А вот и тротуары, отремонтированные в 2020 г. Тактильная плитка полностью отсутствует.

отсутствует тактильная плитка, предупреждающая об окончании тротуара.

отсутствует тактильная плитка, предупреждающая об окончании тротуара.

А вот, что сделал застройщик

А вот, что сделал застройщик

Как можно решить эту проблему?

Решить проблемы, связанные с несоблюдением требований по доступной среде при строительстве и ремонте тротуаров, достаточно просто. Необходимо, чтобы заказчики (органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления) еще на уровне подготовки проектно-сметной документации включали в нее необходимость выполнения мероприятий по созданию доступной среды. Должен быть детально проработанный проект тротуара, с указанием точных мест расположения тактильной плитки, в том числе и ее вида, мест, где необходимо сделать понижение и т.п.

Думаю, что пора заканчивать! И так получился достаточно объёмный материал, но и не рассказать об этом я не мог.

Всем тем, кто дочитал до конца, выражаю особую благодарность за терпение!

 

 

 

 

Просмотров: 269 | Добавил: izhvos | Рейтинг: 0.0/0